Спортивный портал. Новости Тольятти


  Все статьи

Автомобильный аккумулятор: конструкция и параметры

Сегодня можно купить аккумулятор для авто самого разного типа. Однако, конструктивно каждый современный свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой корпус, наполненный электролитом, в который помещены электроды. В качестве электролита обычно используется водный раствор серной кислоты. Электроды представляют собой пластины со структурой в виде решетки, на которую нанесено активное действующее вещество. Для электродов положительной полярности это материал на основе оксида свинца, для электродов отрицательной полярности - губчатый свинец. Для повышения износостойкости в материалы электродных пластин добавляются различные примеси. Именно эти добавки часто и определяют параметры и порядок эксплуатации автомобильных аккумуляторов.

Пластины электродов аккумуляторной батареи расположены в ее корпусе поочередно: отрицательная - положительная. Для исключения электрического замыкания между собой они разделены сепараторами из изолирующего материала, свободно пропускающего электролит. Корпус современного автомобильного аккумулятора изготавливается из прочных, химически стойких синтетических материалов на основе полипропиленов. Если устройство относится к обслуживаемому типу - на крыше располагаются пробки для доступа к электролиту.

Основой аккумуляторной батареи является ячейка, которая упрощенно представляет собой два электрода (пластины), помещенные в электролит. Для свинцово-кислотного типа напряжение холостого хода каждой такой ячейки составляет приблизительно 2 вольта. Таким образом, для получения требуемого напряжения, а для легкового автомобиля его значение обычно составляет 12 вольт, необходимо последовательное соединение 6 первичных элементов (банок).

Так как аккумуляторная батарея представляет собой химический источник тока и в процессе разряда происходит расход активного вещества, понижение напряжения между электродами ниже минимально определенного значения недопустимо. Это может повлечь за собой разрушение электродов и выход аккумулятора из строя. Обычно величина минимально допустимого напряжения для аккумуляторной ячейки составляет 1.7-1.8 вольта.

Одной из основных характеристик автомобильной аккумуляторной батареи является ее емкость, которая измеряется в ампер-часах. Таким образом, например, можно приблизительно считать, что полностью заряженный аккумулятор автомобильный с заявленной емкостью 50 Ач должен 10 часов подряд отдавать в нагрузку ток силой 5 ампер. Емкость аккумуляторной батареи определяется площадью активной части ее электродов, параметрами электролита, его температурой и величиной разрядного тока. Значение расчетного разрядного тока свинцово-кислотного аккумулятора обычно составляет не более 0.1 от величины ее емкости. При больших значениях тока разряда значение емкости будет ниже заявленной. Восстанавливается ёмкость после полной разрядки с помощью особых приборов – их называют зарядные устройства.

Для стартера автомобиля характерно кратковременное потребление значительного тока, поэтому важным параметром аккумулятора является, так называемая, «разрядная» емкость. Она показывает, сколько минут аккумуляторная батарея может отдавать в нагрузку ток величиной 25 ампер, то есть характеризует ее пусковые свойства.